По данным ВЦИОМ, более 10% россиян регулярно посещает фитнес-клубы. А это ни много ни мало – 14 млн. человек. Много ли из них интересуются профессиональным бэкграундом своего тренера и ставят под сомнение его рекомендации? Вряд ли. Между тем, в нашей стране до сих пор законодательно не определено понятие фитнеса, не существует профессии «фитнес-тренер» и не прописаны стандарты оказания услуги. Что это значит, тренировать нас может теоретически любой желающий? 
Будет ли регулироваться отрасль и выиграет ли от этого конечный потребитель  - наш разговор с Еленой Фадеевой, руководителем Нижегородского представительства Ассоциации операторов фитнес индустрии (АОФИ), генеральным директором «Нижегородской Фитнес Группы» (World Class Пушкинский и сеть фитнес-клубов «ФизКульт»).

viber image.jpg - Елена, как получилось, что рынок фитнеса, которому в России уже лет 20, все это время оставался вне государственного регулирования и надзора?

- На самом деле 20 лет – не такой уж и большой срок для отрасли. Безусловно, какое-то регулирование было. В 2015 году вводили национальный стандарт «Услуги населению. Фитнес-услуги. Общие рекомендации». Но следование ему было добровольным. Качество услуг оставалось на совести фитнес-клубов. Сегодня же стало понятно, что фитнес – это не просто сфера услуг и только «Законом о защите прав потребителей» здесь не обойтись. Эта отрасль напрямую связана со здоровьем человека, поэтому оставлять ее не урегулированной просто нельзя. Высокие требования к профессионализму тренера и качеству тренировок – первое, что должно быть унифицировано. И мы стоим сейчас на пороге перемен, потому что нашей отраслью государство заинтересовалось всерьез. Сегодня взаимодействие АОФИ и государственных органов  - это совместная работа по определению профстандартов и компетенций специалистов в сфере фитнеса. Уже в следующем году они могут быть законодательно утверждены.

- Как воспринимаются эти нововведения в профессиональной среде? Наверняка, тех, кто их поддерживает, не так много.

- Безусловно.  Возражения в профессиональной среде есть, особенно в мелком бизнесе, который говорит, что стандарты им не нужны. Основной страх – это излишняя бюрократизированность, мы привыкли к свободе. Но надо понимать, что процесс необратим. Вопрос только в том – мы участники или пассивные наблюдатели? У меня в жизни всегда активная позиция, поэтому мне это надо! (Смеется)  К тому же нам есть что сказать, чем поделиться. 14-летний опыт компании и позиция лидера нижегородского рынка фитнеса дают право на экспертное мнение!

- Мелкому бизнесу стандарты не нужны. Крупные сетевые фитнес-центры и так им следуют, сохраняя репутацию. Тогда кто же выиграет от регулирования?

- Клиент! Сегодня он не понимает, насколько качественную услугу получает. Кто его тренер? Какое у него образование? Кто контролирует качество услуги? Есть ответственные операторы, которые решают эти вопросы через систему внутренней аттестации с непрерывным циклом обучения. Но так работают не все. Многие тренеры в маленьких студиях «вырастают» из клиента и зачастую не имеют ни профессионального образования, ни базовых знаний об анатомии тела и технике безопасности. А рост популярности онлайн-фитнеса? Сколько самоучек ведут в социальных сетях группы дистанционных тренировок, разрабатывают схемы питания. Только представьте, какова цена ошибки такого «гуру фитнеса» - здоровье человека!

Для клиентов в нашем активном взаимодействии с государством  есть и другие преимущества. Например, сейчас обсуждается вопрос предоставления налоговых вычетов с суммы, потраченной на физкультурно-оздоровительные услуги.  Это же может быть отличная новость! Уверена, что если это осуществится, желающих приобрести абонемент в фитнес-клуб станет гораздо больше! Это, конечно, плюс для добросовестных компаний, которые платят все налоги и живут в режиме белых зарплат. Для нас это станет безусловным конкурентным преимуществом, наши клиенты вычет получат без проблем!

- И все-таки на фитнес-рынке довольно жесткая конкуренция. Как вы себе представляете взаимодействие между игроками?

- Мы не первая отрасль, которая приходит к пониманию, что нужно определять правила, договариваться и уважать своих коллег. У нас общие цели – мы помогаем людям заботиться о своем здоровье и красоте, решаем глобальную задачу – повышение физической активности населения. Наше соперничество должно быть здоровым (улыбается). В конце концов, выбор всегда за клиентом. А делает его он в пользу того фитнес-клуба, который гарантирует качество и безопасность!